2007
03 января 2007, самолет СК-12 ОРИОН 0479G, авиакомпания «Тюменский научно — производственный центр АОН». Катастрофа. ВС — единичный экземпляр самолета амфибии, создан: ООО «Тюменский научно-производственный центр авиации общего назначения».
Взлет производился с посадочной площадки Плеханово (Тюмень). На борту ВС находился КВС и 1 пассажир, груз отсутствовал.
После взлета днем в простых метеоусловиях самолет упал на окраину населенного пункта Плеханово и разрушился. КВС и пассажир погибли.
13 марта 2007, самолет Ан-2 40992, авиакомпания «Айтакс Авиа» (АОН). В аэропорту Волгоград (Гумрак) экипаж прекратил взлет из-за отказа двигателя. ВС не пострадало и было эвакуировано с ВПП тягачем.
20 апреля 2007, вертолет. MD-600 01177, РОСТО. Авария. В полете произошел отказ двигателя. КВС совершил вынужденную посадку на лесополосу на внутренней стороне 58-го км МКАД. КВС не пострадал. Вертолет получил повреждения конструкции.
22 мая 2007, вертолет Ми-2 20503, РОСТО. По данным очевидцев (технического состава РЛК позиции в р-не аэродрома Минеральные Воды), в 06.45 UTC в 4-х км севернее от КТА аэродрома был обнаружен вертолет Ми-2, выполнявший несанкционированный полет на малых высотах. Заявка на выполнение полета в органы УВД (МДП) не поступала. Полет не был санкционирован органами УВД.
03 июня 2007, вертолет R-44 «Robinson» 04140, авиакомпания «Некоммерческое партнерство авиационно-учебный центр «СКАЙ-ВИЖН» (АОН). Катастрофа в районе населенного пункта Тарасково (Московская область, Каширский район).
Планировалось выполнение ознакомительного полета (в зону № 6) в районе аэродрома Ступино. На борту ВС находились: КВС и 2 пассажира.
По предварительной информации, при выполнении четвертого полета пилот, в нарушение правил полетов, снизился над рекой Ока до высоты 5-7 м. При приближении под прямым углом к обрывистому берегу с растущими на нем деревьями высотой до 20-ти м он не учел направление и скорость ветра и с запозданием перевел вертолет в набор высоты. В результате произошло столкновение вертолета с ветками деревьев толщиной 8-10 см. Далее вертолет, вращаясь, пролетел 250 м, грубо приземлился на поле и опрокинулся на правый бок. Пожара не было. Находившиеся на борту ВС пилот и два пассажира получили серьезные телесные повреждения. При транспортировке в больницу пилот скончался.
06 июня 2006, микросамолет Х-32 «Колибри» 0204G, авиакомпания «ОкАвиа» (АОН). Катастрофа в районе населенного пункта Павелец Скопинского района Рязанской области. Пилот производил разведку погоды перед началом АХР (опрыскивание полей). В полете микросамолет зацепился за провода и столкнулся с землей. Пилот получил травмы и был доставлен в больницу, где скончался.
09 июня 2007, самолет Skyranger 0073G, авиакомпания «Некоммерческое партнерство ЛТЦ «Аэросервис-Волга» (АОН). Авария в районе посадочной площадки Жутово-2 Октябрьского района Волгоградская области. При выполнении полета по защите посевов озимой пшеницы самолет коснулся правой плоскостью поверхности пашни и получил значительные повреждения (повреждены: носовая стойка, воздушный винт и деталей капот двигателя). КВС получил незначительные царапины и ушибы.
24 июня 2007, самолет АВИАТИКА МАИ-890У 0284G, авиакомпания «АВИАТИКА-УРАЛ» (АОН). Авария. Выполнялся тренировочный полет в районе аэродрома Арамиль аэропорта Уктус (Екатеринбург). На борту ВС находился пилот и один пассажир, которым являлся проверяющий.
В процессе выполнения тренировочного полета (по схеме прямолинейного маршрута с последующим выключением двигателя и выполнением посадки на грунтовую поверхность ВПП) произошел полный капот самолета. КВС телесных повреждений не получил. Проверяющий получил незначительные повреждения головы в виде ссадин и порезов в процессе эвакуации из ВС. Самолет имеет значительные повреждения элементов планера.
24 июня 2007, самолет Х-32 «Бекас» 0191G, авиакомпания «Аэрон» (АОН). Авария в 5-ти км юго-восточнее населенного пункта Генеральское Энгельского района Саратовской области.
Выполнялись АХР по обработке сельскохозяйственных угодий. Местность в районе работ -равнинная с наличием ЛЭП с высотой до 20-ти м. Метеоусловия на время АП характеризовались следующими данными: ветер 90 град, 1-2 м/сек, видимость -10 км, облачность -1-2 октанта, температура +15 град.С, р = 745 мм.рт.ст.
КВС выполнил 2 гона над полем. При выполнении 3-го гона за 150 м до ЛЭП он увеличил режим работы двигателя до взлетного и перевел самолет в набор высоты с вертикальной скоростью 4 м/сек.
В процессе набора КВС увидел стаю птиц, пересекающую линию пути справа налево. Для предотвращения столкновения с птицами он перевел самолет в горизонтальный полет на высоте 4 ми начал разворот влево с креном 60-70 град, на скорости 70 км/час, что привело к полету со снижением, предотвратить которое КВС не смог. Самолет левой плоскостью коснулся земной поверхности, а затем произошло столкновение носовой частью под углом 60-70 град, и опрокидывание на верхнюю часть ВС. КВС получил телесные повреждения и был доставлен в больницу. ВС восстановлению не подлежит.
30 июня 2007, вертолет R-44 Robinson 04154, авиакомпания «Веста-Аэро» (АОН). Авария в 200-хм метрах юго-западнее населенного пункта Ольгово Дмитровского района Московской области. На борту ВС находился пилот — курсант Калужского ЛТУ и два пассажира. Пилот самостоятельно, без разрешения произвел взлет и столкнулся с ЛЭП. После падения ВС на землю пилот и пассажиры, все получившие травмы средней тяжести, самостоятельно покинули борт вертолета. Вертолет полностью сгорел.
09 июля 2007, самолет СА-8 0353G, эксплуатант: АОН «Артикульный В.И.» (частное лицо).
При выполнении тренировочного полета (на борту ВС находился 1 человек — КВС) на аэродроме Арамиль (Екатеринбург) днем в простых метеоусловиях произведена грубая посадка (козел). В результате посадки на ВС повреждены: воздушный винт, законцовка левой плоскости крыла, левая стойка шасси. Пилот не пострадал.
28 июля 2007, вертолет R-44 (Robinson) 04203, собственник ВС: ОО «АСПЭК-Дружба» (АОН). Катастрофа.
При выполнении полета по маршруту после пролета населенного пункта Евсино в районе Водкинского водохранилища вертолёт столкнулся с проводами ЛЭП и затонул в 50-ти метрах от берега. Находившиеся на борту вертолета член экипажа и 4 пассажира (двое взрослых и двое детей) погибли.
01 августа 2007, гидродельталет «АВИАХИМ-ГИДРО», принадлежность ВС — частное лицо Коломников А.А. Катастрофа в районе устья реки Чемал Республики Алтай. ВС не имело регистрационных знаков, сертификата эксплуатанта. Полет выполнялся без разрешения на ИВП. На борту ВС находился пилот и пассажир — гражданин республики Корея.
Предположительно, после взлета днем в простых метеоусловиях (видимость — 10 км, штиль) летательный аппарат вышел на закритические углы крена, после чего упал в реку Катунь. В результате происшествия пилот получил множественные травмы и на дату сообщения находился в тяжелом состоянии в больнице населенного пункта Элекмонар республики Алтай. Пассажир погиб. Дельталет разрушен.
17 августа 2007, дельталет МД-50 0374G, авиакомпания «Фалькон-Авиа» (АОН). Катастрофа в 5-ти км южнее города Батайск Ростовской области. Экипаж ВС — один пилот. Должен был выполняться полет с целью облета полей.
По информации, полученной от генерального директора ООО «Фалькон-Авиа», после взлета с проселочной дороги в 19.33 МСК и невыхода КВС на связь, а также потери с ним визуального контакта, принятыми мерами дельталет в 20.15 МСК был обнаружен в двух с половиной километрах юго-восточнее места взлета, в лесополосе, в районе ЛЭП частично разрушенным. Пилот ВС получил телесные повреждения, был доставлен в больницу, где скончался 19.08.2007г.
Установлено, что полет ВС осуществляется без разрешения органов ОВД. В нарушение ПРАПИ-98 ВС было убрано собственником с места происшествия самовольно.
29 августа 2007, самолет А-27М4 0569G, авиакомпания «Авантаж» (АОН). В процессе выполнения перелета из Пензы на базу (при выполнении возврата с выставки МАКС-2007 после демонстрационных полетов), при полете в зоне ответственности Ульяновского МДП, произошел отказ радиосвязи, которая отсутствовала в течение одного часа. Посадка на аэродроме Смышляевка благополучно.
21 октября 2007, вертолет МД-600, принадлежность ВС — частное лицо. До 2007 года вертолет принадлежал Барнаульскому аэроклубу РОСТО и был исключен из реестра в связи с его продажей. Катастрофа в районе аэродрома Новокузнецк Кемеровской области. По предварительной информации, полет выполнялся с целью облета ВС. Вылет неоднократно переносился из-за наличия тумана. Полет производился без разрешения органов ОрВД.
По свидетельству очевидцев (лесорубов), в месте падения вертолета был сильный туман. Вертолет, задев вершины деревьев, упал в районе вырубки леса. В результате авиационного происшествия погибло 5 человек.
27 октября 2007, легкомоторный самолет «Экстрим». Катастрофа в районе населенного пункта Манушкино (Ленинградская область).
Принадлеэ/сность ВС — частное лицо. В Государственном реестре гражданских ВС Российской Федерации ВС не зарегистрировано.
По предварительным данным отрабатывались полеты по «коробочке» с посадочной площадки аэродрома Рэ/севка. Разрешения органов ОрВД на право использования воздушного пространства не было. В районе выполнения полета наблюдался туман. В результате авиационного происшествия пилот и пассаэ/сир (предположительно, отец и сын) погибли.
2008
11 января 2008, вертолет «Robinson», принадлежащий охотничьему хозяйству Пироговского водохранилища, нарушил порядок ИВП. По докладу КВС вертолета Ми-8
25833, при полете вертолета в районе в районе Николиной Горы (Московская область) в 10.49 UTC его курс пересек вертолет «Robinson», летевший без связи на расстоянии 2-х км на высоте 100 метров со стороны н.п. Ивановское в сторону н.п. Успенское. По информации оперативного дежурного ФСО по факту нарушения ИВП ВС «Robinson»: вертолет летал по маршруту: Лесной Городок — Николина Гора — Лесной Городок на высоте менее 100 метров без заявки и запроса на ИВП.
Также ФСО подтвердило, что в данном районе неоднократно фиксировалось нарушение ИВП данным ВС.
06 февраля 2008, самолет Як-12 2381К, принадлежность ВС на дату сообщения неизвестна, но в Реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации оно не зарегистрировано. В 04.36 UTC в центр ОрВД Красноярска поступил доклад от РП аэродрома Манский о несанкционированном полете ВС, предположительно, со стороны населенного пункта Балай в сторону города Красноярск. В этот момент вертолет Ми-8 31125 выполнял в данном районе учебно-тренировочные полеты. Неизвестный борт неоднократно пересекал курс полета этого вертолета, создавая угрозу безопасности полетов.
17 февраля 2008, вертолет R-44 04226, собственник ВС — частное лицо Зенищев А.Л. (АОН). Авария. В день авиационного происшествия пилот вертолета, являющийся внештатным пшютом ООО УК «Авиаком», выполнял на данном вертолете учебно-тренировочные полёты в районе вертолётной площадки «Пляж», г. Воронеж. Полёты на данном вертолёте пилот производил на основании устной договорённости между ним и владельцем вертолёта Зенищевым А.Л. Первый вылет состоялся в 08:00. С 08:00 до 11:10 пилот выполнил четыре полёта общей продолжительностью 01 час 07 мин. Время взлётов и посадок зафиксировано в журнале хронометража полётов вертолётной площадки «Пляж» и подтверждается выпиской из радиообмена «диспетчер-экипаж». После посадки, произведённой в 11:10, находясь на ДКП, пилот совместно с диспетчером-информатором наблюдали пролёт на низкой высоте неизвестного им самолёта типа Як-18 или Як-52 в зоне полётов площадки «Пляж». Заявка на обеспечение данного полёта не подавалась, и в плане полётов он не числился. Пилот дал указание диспетчеру-информатору сообщить о данном факте нарушения диспетчеру ДПСП аэропорта Воронеж. Данная информация поступила в органы ОВД в 11:20, что отражено в справке «Анализ деятельности органов ОВД Воронежского центра с правоохранительными органами и органами ВВС и ПВО». Сам же пилот, по его показаниям, принял решение на выполнение полёта по преследованию данного борта в режиме радиомолчания с целью определения его бортового номера. Выполнив несанкционированный (без запроса и разрешения органов УВД) взлёт в 11:25, пилот полетел преследовать неизвестный самолёт.
По показаниям пилота, в процессе выполнения полёта, после выхода из зоны полётов площадки «Пляж», он попал в зону ливневых осадков (в «снежный заряд») и временно потерял видимость. Путём изменения курса влево — вправо он пытается выйти из зоны осадков для восстановления визуальных условий полёта. Примечание комиссии по расследованию:
1. При выполнении полёта выход из зоны полётов площадки «Пляж» привел к отклонению от требований, указанных в ФАП-92 п.п. 32, 48, 93 и НПП ГА-85 п. 5.3.15, в части «выполнения полёта по маршруту, не указанному в заявке на полёт и не внесённому в план полётов».
2. Утверждение пилота о попадании в снежный заряд не соответствует метеорологическим данным на время полёта. В прогнозах по аэродрому Воронеж (с 09:00)
до12:00): ветер 290 град. 07 м/сек, погода ХОРОШАЯ) и по району (с 09:00 до 12:00) синоптическая ситуация: ложбина, ветер по высотам: 100 м — 240 град, 40 км/час, температура- минус 4 град. С; 200 м — 250 град, 50 км/час; 300 м — 250 град. 50 км/час; 400 м — 250 град. 50к м/час, температура на всех указанных высотах — минус 4 -5 град. С. По секторам 1-6: ветер 300 град-0 7м/сек, вид 10000, ЯСНО, температура- минус 10-15г рад. С, Рмин=772 мм.рт.ст.
В прогнозах содержатся термины «ХОРОШАЯ» и «ЯСНО», предполагающие отсутствие кучево-дождевой облачности и, следовательно, исключают возможность появления снежного заряда.
Анализ имевшейся в распоряжении комиссии по расследованию информации позволил ей предположить, что пилот потерял ориентировку в процессе преследования самолета, занявшего всё его внимание. Для восстановления ориентировки и определения своего местоположения он начал выполнять полёт «зигзагом» для выхода на линейный ориентир (дорогу).
Увидев автомагистраль Воронеж-Тамбов и определив своё местоположение, пилот начал разворот в сторону города Воронеж для возврата на площадку.
При расследовании комиссия пришла к выводу, что в процессе полета пилот контроль за остатком топлива не проводил и только, когда в процессе разворота на панели приборов вертолёта начала мигать лампочка-сигнализатор «LOW FUEL» (малый остаток топлива,) принял решение на производство посадки на площадку, подобранную с воздуха, в районе автозаправочной станции.
Данная лампочка сигнализирует об остатке топлива в размере около 3-х галлонов или около 11.2 литра топлива. Данного количества топлива хватает на полёт продолжительностью около 10 мин. В этом случае РЛЭ R-44 рекомендует произвести посадку вертолёта с работающим двигателем на подобранную с воздуха площадку. Из объяснительной записки пилота следует, что для выполнения вынужденной посадки он выбрал площадку около автозаправочного комплекса «Лукойл», расположенного на 37-м км автодороги Воронеж-Тамбов. Данный выбор он обосновывал возможностью быстрого его обнаружения для оказания ему необходимой помощи.
Приняв данное решение, пилот не выполнил необходимых в данном случае действий (ФАП-92 п.48; НЛП ГА-85 п.8.2.11): не доложил диспетчеру УВД о принятом решении и месте предполагаемой посадки, не включил сигнал бедствия.
Данная площадка является обочиной въездной дороги на автозаправочный комплекс, имеющей уклон от 10-ти о 30-ти град. Наличие снежного покрова толщиной от 10-ти до 40-а см сглаживало уклон и, при низком профессиональном уровне подготовки, пилот не смог определить величину уклона, а так как посадка производилась в направлении на уклон, то первое касание земли пришлось на переднюю часть полозков посадочных устройств вертолета. Это привело к их механическому повреждению и отделению в районе узлов крепления передних подкосов. Дальнейшее движение вертолета привело к касанию носовой частью вертолета земли (за счет вращения вертолета относительно точки упора передних подкосов посадочных устройств в землю), поднятию хвостовой балки и попаданию ее в плоскость вращения несущего винта.
Не имея достаточного опыта пилотирования на данном типе ВС, пилот, как предположила комиссия по расследованию, рефлекторно резко взял ручку циклического шага «на себя», и именно подобные действия пилота привели к удару лопастями несущего винта о хвостовую балку, повреждению ее обшивки, вала трансмиссии и тяги путевого управления. Последовало неуправляемое вращение вертолета вокруг оси несущего винта и опрокидывание на правый борт.
После опрокидывания пилот самостоятельно покинул вертолет, сообщив о вынужденной посадке из-за нехватки топлива. С места события вертолет был эвакуирован, а факт авиационного происшествия был скрыт. Из материалов расследования данного событий также следует, что пилот, являющийся также летным директором авиакомпании ООО УК «Авиаком», выполнял полеты на вертолете R-44, не имея допуска на выполнение полетов в качестве КВС, и со свидетельством пилота 1 класса коммерческой авиации, не имеющим юридической силы (теоретическая подготовка и программа переподготовки не проводились, допуск в качестве КВС был заверен нелегитимной печатью, необходимый налет для прохождения курсов по программе подготовки пилотов коммерческой авиации был формально дописан).
В заключении комиссии по расследованию указано, что авиационное происшествие стало возможным по причине недостатков в профессиональной подготовке пилота и его недисциплинированности.
02 марта 2008, вертолет R-44-II 04223, собственник ВС — частное лицо Смирнов А.В. Свидетельства эксплуатанта АОН не имеет, вертолет не допущен к полетам в ночных условиях. Авиационное происшествие.
По предварительным данным, 29.02.2008 состоялся несанкционированный органом ОрВД вылет вертолета с посадочной площадки Самотлор (район Нижневартовска, Тюменская область) без радиосвязи. Посадка была произведена в Уватском районе, в точке с географическими координатами: 58 град. 46 мин. СШ, 73 град. 21 мин. ВД. 02.03.2008 г. в 18.10-18.30 (13.10-13.30 UTC), по свидетельству очевидцев, которые слышали шум вертолета, вертолет произвел взлет в ночных условиях (заход солнца — 12.20 UTC) с последующим уходом на северо-восток. 04.03.2008 г. в 17.30 (12.30 UTC), по поступившей информации от ЗАО «АМК-ВИГАС», вертолет Робинсон вылетел 2-го марта с места посадки и не прибыл на площадку вылета Самотлор.
03 мая 2008, самолет ИМ-180 0733G, АОН. Собственник ВС — частное лицо Мулляр В.М. При полете в районе точки Тверь (Змеево) в 07.30 UTC произошла временная потеря ориентировки из-за отказа курсовой системы, в результате чего ВС вошло в запретную зону. Инцидент произошел в зоне ответственности п.п. АОН Юрьевское (Волжанка).
18 мая 2008, самолет Ан-2, принадлежность на время сообщения не известна. По информации органов ОрВД аэропорта Ставрополь (Шпаковское), в 10.43 UTC в 1,5-2-х км севернее КТА аэродрома был замечен самолет Ан-2, выполнявший АХР без разрешения органов ОрВД, заявки и связи.
27 мая 2008, мотодельтаплан, принадлежность ВС на время составления донесения не известна. По информации РП РДЦ МЗЦ ЕС ОрВД, в 08.34 UTC был визуально обнаружен мотодельтаплан, совершающий несанкционированный полет над запретной зоной города Москва в районе станции метро Щукинская. Сообщение о несанкционированном полете начальником смены ЦП ИВП МЗЦ ЕС ОрВД было передано оперативному дежурному МВД для задержания нарушителя порядка ИВП, а также эта информация передана в ГЦ ЕС ОрВД, ОДКП КСПН, ОД ФСО, ОД ФСБ, ОД ЦУА. Заявка на данный полет в ЦП ИВП МЗЦ не поступала и разрешение на ИВП со стороны ЦП ИВП МЗЦ не выдавалось.
20 мая 2008, самолет Ан—2 84642, авиакомпания «Красноярская база авиационной охраны лесов» (АОН). Серьезный инцидент. Экипаж ВС (3 человека) выполнял лесо-патрульный полет. В полете на высоте 800 м началась сильная тряска двигателя с обратными выхлопами в карбюратор и падением мощности двигателя. Предпринятыми действиями экипажу тряску устранить не удалось, и он совершил вынужденную посадку на подобранную с воздуха площадку в 107-ми км от н.п. Богучаны. В конце пробега ВС левой опорой шасси столкнулось с лежащим в траве бревном. При этом опора сложилась вправо назад под фюзеляж. При опускании левого полукрыла на грунт произошел изгиб законцовки нижнего крыла левой полукоробки. Экипаж базировался и заправлялся на посадочной площадке «Манзя». В качестве оперативной меры был введен запрет на заправку ВС на данной площадке.
25 мая 2008, самолет АВС-52 0872G, собственник ВС — Сухарев B.C. (АОН). Катастрофа в
Московской области. Выполнялись полеты по прямоугольному маршруту в районе аэродрома при метеоусловиях: ветер у земли 040-5 м/сек, видимость 10 км, облачность 8 баллов, разбросанная, слоистая — 250 м; 8 баллов, кучево-дождевая — 600 м, температура + 10 град.С, давление 744мм.рт.ст. На борту ВС находилось 2 члена экипажа. По предварительной информации, после взлета с площадки Северка (н.п. Мячково) возникли перебои в работе двигателя. На высоте, примерно 30-40 м, на удалении 250 м от торца ВПП, самолет перешел в правый крен и со снижением, под углом 80-90 град, столкнулся с земной поверхностью. В результате столкновения с землей самолет разрушился и загорелся. Оба члена экипажа погибли.
08 июня 2008, мотодельтаплан. Принадлежность ВС не известна. В 07.33 UTC в районе н.п. Балашиха (Московская область) мотодельтаплан выполнял несанкционированный полет над горсоветом. О несанкционированном полете мотодельтаплана информация была передана оперативному дежурному МВД для задержания нарушителя порядка ИВП, а также в ГЦ ЕС ОрВД, ОД, ФСО, ОД ФСБ. Заявка на данный вид деятельности в ЦП ИВП МЗЦ не поступала и разрешение на ИВП не выдавалось.
03 июня 2008, самолет Х-32 В-1 «Бекас» 0115В, авиакомпания «Волгоградская областная общественная организация «Авиационно-технический клуб «Агролет» (АОН). Катастрофа в районе хутора Артановский (Нехаевский район Волгоградской области). Выполнялся перелет из населенного пункта Салтынский на новое место проведения АХР -хутор Артановский.
При выполнении захода на посадку в пересеченной местности самолет, находясь в непосадочном положении, столкнулся с пологим склоном оврага, примыкающего к взлетно-посадочной площадке, опрокинулся на носовую часть фюзеляжа и разрушился. КВС от полученных травм скончался при транспортировке в больницу. Установлено, что полет выполняйся без разрешения органов управления воздушным движением на право использования воздушного пространства и без радиосвязи. Собственник воздушного судна — ООО «Джабиру» (город Волгоград). Эксплуатант воздушного судна имеет свидетельство эксплуатанта авиации общего назначения № АОН 1605009 со сроком действия до 16.08.2010 г. Самолет Х-32 В-1 "Бекас" изготовлен 15.02. 2002 г. Командир воздушного судна А.П. Ковригин имел свидетельство пилота СЛА со сроком действия до 01.11. 2008 г. Общий налет 885 часов, из них на микросамолете — 50 часов.
07 июня 2008, самолет Ан-2 68068, собственник ВС — ООО «Беркут». Сертификат летной годности ВС закончился 17.10.2000 г. Катастрофа.
Выполнялся несанкционированный перелет с площадки Новоалександровск Ставропольского края к месту работы с техническим инвентарем на борту (пункт назначения не установлен). Полет выполнялся без связи и разрешения на ИВП. На борту ВС находились второй пилот, который управлял самолетом, и авиатехник, находившийся на правом сидении. При полете в сложных метеоусловиях (по показаниям очевидца видимость была менее 100 м) в районе совхоза им. Кирова Труновского района Ставропольского края самолет столкнулся с наземными препятствиями, разрушился и сгорел. Экипаж погиб. Установлено, что ВС до 02.04.1999г находилось в свидетельстве эксплуатанта ООО «Вираж», подконтрольного Южному ОМТУ.
Далее ВС было передано частной фирме ООО «Беркут», не являющейся эксплуатантом ВС (зарегистрировано в г. Шахты Ростовской области) в Южном ОМТУ (далее — УГАН Ротсранснадзора) с 02.04.1999г данные о ВС АН-2 68068 и его собственниках отсутствуют. Принадлежность ВС на дату сообщения не установлена.
11 июня 2008, мотодельтаплан (грузоподъемность — 200 кг). Принадлежность ВС -частный предприниматель Цыбин (г. Павловск, Воронежской области). Катастрофа. При взлете с целью выполнения АХР в районе н.п. Евдаково Каменского района Воронежской области летательный аппарат зацепился за провода и упал. Пилот мотодельтаплана погиб.
Полеты выполнялись без заявки, плана и уведомления службы движения Воронежского центра ОВД.
23 июня 2008, параплан, принадлежность неизвестна. МЦ АУВД сообщает, что, по информации, полученной от КП ФСО БАСТИОН, в 11.55 UTC в районе н.п. Козлово был замечен парапланерист, который от н.п. Козлово с курсом на север совершая перелет с нарушением п.А., ст. 76 ИВП (использование воздушного пространства без заявки, уведомления органов ВВС и ПВО).
18 июня 2008, самолет СП-36У 0874G, собственник ВС — частное лицо Мазгаров XX. (АОН). Авария в Староболтачевском районе Республики Башкортостан. После взлета с целью выполнения АХР произошел отказ двигателя. При выполнении вынужденной посадки перед собой, в результате попадания передней опорой в канаву произошло полное капотирование ВС. Самолет лежит вверх колесами в овраге. В результате АП на ВС повреждены передняя опора шасси, киль и капот двигателя. Пилот получил перелом ноги и доставлен в больницу.
20 июня 2008, самолет АВИАТИКА-890 08Ч7G, собственник ВС — Шестаков В.В. (АОН). Авария в Зерноградском районе Ростовской области при выполнении авиационно-химических работ днем в простых метеоусловиях.
Во 2-м после обеденного перерыва полете, при заходе на первый гон самолет столкнулся с возвышенностью высотой, порядка, 20-ти метров и полностью разрушился. КВС при этом не пострадал.
27 июня 2008, самолет Ан-2 01132, авиакомпания «Корпорация «Авиачесоохрана». Катастрофа в районе аэродрома Большое Грызлово (Московская область). В 1ч. 13 UTC, по докладу РП аэродрома Большое Грызлово, после взлета в 13.50 UTC КВС доложил о неустойчивой работе двигателя и далее — об отказе двигателя. В 13.53 UTC КВС принял решение о вынужденной посадке. В 14.23 UTC ВС было обнаружено полностью разрушенным и сгоревшим. На борту находилось 5 человек: КВС, 2-й пшют, заказчик и два оператора. Все погибли.
Предварительно установлено, что при выполнении вынужденной посадки ВС зацепилось за верхний провод высоковольтной линии.
18 июля 2008, самолет А — 27 МС 0053G, авиакомпания «Авантаж». Авария в 15-ти км южнее населенного пункта Алдаркино Оренбургской области при выполнении АХР. Самолетом управлял пилот — любитель.
При выполнении первого вечернего полета, на втором заходе на гон обрабатываемого участка, на стандартном развороте над лесным массивом, произошла потеря скорости до 80 км/час. Самолет вошел во второй режим полета и начал снижаться. Действия пилота по выводу самолета из создавшегося положения увеличением режима работы двигателя, уборкой крена и переводом самолета на снижение к положительному эффекту не произвели. В результате снижения со скольжением и левым креном самолет грубо ударился левым колесом и передней опорой шасси о земную поверхность в 60-ти метрах от края лесного массива. При ударе о землю произошло разрушение крепления левой основной опоры в районе фюзеляжа и излом передней опоры шасси, что привело к касанию воздушным винтом о землю и его разрушению. При дальнейшем движении самолета по земле произошло касание ее передней носовой частью самолета, отрыв воздухозаборника двигателя, оборудования химической аппаратуры и разрушение остекления пилотской кабины. При этом самолет развернуло на 160 град, через левое поврежденное колесо.
В процессе удара о землю и движения самолета по земле произошло разрушение расходного бака топливной системы емкостью 2,5 литра, находящегося на шпангоуте за креслом пилота и самопроизвольное срабатывание пиропатрона спасательной системы самолета. Нештатное срабатывание системы не привело к выбросу парашюта, произошел обрыв ствола у места крепления к спасательной системе и выброс пламени от пиропатрона внутрь кабины. Это вызвало воспламенение паров бензина выделявшихся из разрушенного расходного бака топливной системы. При воспламенении паров бензина пилот получил 35% ожога тела различной степени тяжести, но сумел покинуть самолет самостоятельно, находясь в шоковом состоянии. Самолет в результате возникшего пожара сгорел. Пилот доставлен в Центральную районную больницу г. Бузулука.
18 июля 2008, гидросамолет «ПЕЛИКАН-4» 0305G, собственник и эксплуатант ВС -частное лицо Фотиев С.А. (АОН). Авария при посадке на водную поверхность озера Глубокое в 25-ти км юго-восточнее г. Норильска (Красноярский край). Выполнялся тренировочный полет по маршруту: Норильск (аэропорт Валек)- озеро Мелкое. На борту ВС находился пилот и один пассажир.
При выполнении посадки на водную поверхность озера Глубокое в штилевых условиях (на зеркало) КВС неверно определил высоту и произвел грубую посадку, в результате которой самолет был разрушен. КВС и пассажир получили телесные повреждения и были вывезены с места происшествия поисковым вертолетом Ми-8.
22 июля 2008, самолет Ан-2 33654, собственник ВС — торговый дом «Нарвская ярмарка» (АОН). По сообщению органов аэродромного диспетчерского пункта Тверь (Мигалово) самолет совершил вынужденную посадку из-за неустойчивой работы двигателя.
10 августа 2008, вертолет R-44 04211, собственник ВС: Пермская КОО «РОСТО». Авария в районе населенного пункта Демидково (50 км севернее г. Пермь).
Днем в простых метеоусловиях выполнялись полеты по обеспечению соревнований по АКВА-БАЙКУ на водной акватории камского водохранилища.
При возвращении на аэродром вылета Фролово с подобранной с воздуха площадки в районе посадочной площадки Палазна населенного пункта Демидково в процессе взлета, разгона скорости и набора высоты, на высоте 15м и скорости 80 узлов, по докладу КВС, загорелась лампа «Малы обороты». Вертолет начал заваливаться на правый борт. КВС принял решение о выполнении посадки на водную поверхность Камского водохранилища. После приводнения пилота с тремя пассажирами, находившимися на борту, спасли подошедшие на катере спортсмены «АКВА-БАЙКА», проводившие соревнования на акватории водохранилища. Вертолет затонул.
04 сентября 2008, вертолет R-44 04169, авиакомпания «Веста-Аэро» (АОН). При взлете с площадки населенного пункта Терехово (Московская область) вертолет получил повреждения несущего винта и остекления кабины. Пассажиров не было. Пострадавших нет.
06 сентября 2008, вертолет R-44 04180, собственник ВС — Шмаков С.А. Катастрофа в
районе населенного пункта Кузьмино (Сычевский район Смоленской области). Охотниками был найден один обгоревший гражданин, получивший ожоги 40-а % поверхности тела, который затем был доставлен в больницу. Указать точное место АП он не мог. Пострадавший — заместитель генерального директора банка «Преодоление». Утром 07 сентября группой МЧС Вяземского района был найден полностью сгоревший вертолет и ещё два обгоревших трупа. В плане ЦП ИВП МЗЦ данного вертолета не было, условий на ИВП не выдавалось.
06 сентября 2008, мотопараплан, принадлежность не установлена. Нарушение правил использования ВП РФ. По докладу ведущего инженера-инспектора контроля качества АНО аэродрома Ульяновск (Баратаевка), в 07.40 , принадлежность не установлена. Нарушение правил использования ВП РФ. По докладу ведущего инженера-инспектора контроля качества АНО аэродрома Ульяновск (Баратаевка), в 07.40 UTC в районе взлета и посадки аэродрома мотопараплан выполнял полеты без заявки на использование воздушного пространства. О данном случае доложено в правоохранительные органы.
17 сентября 2008, вертолет R-44, бортовой номер и принадлежность неизвестны. В 05.36 UTC от компетентных источников поступила информация о том, что в районе Новорижского шоссе (500 м от Московской кольцевой автодороги) наблюдали взлет вертолета R-44 черного цвета без опознавательных знаков. Несанкционированный полет выполнялся в сторону посадочной площадки «КРОКУС-ЭКСПО» на высоте около 50 м.
28 сентября 2008, самолет Х-34 без регистрационных и опознавательных знаков.
Войсками КСПН зафиксировано нарушение воздушного пространства РФ согласно пунктов а, б, к статьи 76 федеральных правил РФ этим воздушным судном при полете по маршруту: Курск (Рышково) — Н.Новгород (Богородск). Время вылета ориентировочно 4:30 (UTC) время посадки 12:56 (UTC). Воздушное судно Х-34 по своим техническим возможностям не может совершить такой перелет беспосадочно, поэтому оно производило одну или более посадок для дозаправки на незапланированных площадках. В 16:00 (МСК) продавец самолета Г.Н. Шевченко сообщил в управление ФСБ об угоне самолета Х-34 господином Горюновым. Горюнов произвел взлет без разрешения органов ЕС ОрВД и перелет по маршруту Курск (Рышково) — Н.Новгород (Богородск).
Источник: НК "Безопасность полетов" специально для BizavNews