Частные перелеты в Ставрополе

Авианалетчики

Компания «ХелиКо», занимающаяся продажей американских вертолетов, намерена привлечь к ответственности, в том числе, возможно, уголовной, руководство Уральского межрегионального территориального Управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (Уральское МТУ ВТ ФАВТ). По словам бизнесменов, чиновники незаконно вмешались в дела коммерческой организации, без каких-либо оснований нанесли ущерб ее деловой репутации и серьезно осложнили ее отношения с иностранным партнером – вертолетным заводом Robinson Helicopter Company. В результате были поставлены под угрозу не только многомиллионные контракты российского дилера, но и его существование в целом. Все подробности – в материале «НЭП».

В конце апреля 2010 года на вертолетном рынке России появился новый игрок. Бывший топ-менеджер ООО «Уральская вертолетная компания – Uralhelicom» (предоставляет комплекс услуг при покупке и эксплуатации вертолетов из США и Европы на территории России и стран СНГ) Елена Занина зарегистрировала в Екатеринбурге собственное ООО «ХелиКо». Развиваться компания начала завидными темпами – всего за год вошла в партнерство с организацией «Вертолетное продвижение» (бренд Heliaction), обладающей необходимой инфраструктурой на Юге России, где партнеры осуществляют свою фактическую деятельность, и уже в январе 2011 года получила статус официального дилера и сервисного центра от завода-производителя легких вертолетов Robinson Helicopter Company (США).

Авиационная база компании «ХелиКо» и ее партнеров располагается в предгорье Бештау в Пятигорске и обладает развитой инфраструктурой (ангаром, складом, несколькими вертолетами, учебной аудиторией, гостиницей, рестораном и т.д.). «ХелиКо» весьма активно начала искать покупателей на вертолеты R44, а также заниматься организацией подготовки пилотов и инженеров на данный тип воздушных судов (совместно с партнером – компанией «АвиаПАРТ», имеющей лицензию Минобразования на данный вид деятельности). Помимо этого компания приняла решение в дальнейшем получить одобрение российских авиационных властей на техническое обслуживание вертолетов R 44 на Юге РФ (для России не достаточно одобрения, полученного только от самого завода-производителя Robinson – прим. «НЭП»). Поскольку фактически компания базируется в Ставрополье, то получать российское одобрение она собирается в Южном МТУ ВТ ФАВТ.

К апрелю 2011 года бизнесменам удалось заключить несколько контрактов на поставку российским клиентам вертолетов R44 (средняя цена одного R44 в России составляет $600-700 тыс – прим. «НЭП»). Но не успели они перечислить предоплату заводу-изготовителю, который к середине лета должен был начать поставлять первые из заказанных дилером бортов, как из США пришло письмо, в котором американские партнеры выразили крайнюю озабоченность деятельностью «ХелиКо» и вопросами дальнейшего сотрудничества с ней.

«Как выяснилось, американцы получили письмо за подписью руководителя Уральского МТУ ВТ ФАВТ Александра Травки, в котором чиновник выражает обеспокоенность тем, сможет ли «ХелиКо» выполнять надлежащее техническое обслуживание на поставленных вертолетах Robinson. По словам г-на Травки, после, якобы, проведенного ведомством расследования (к нам МТУ не обращалось ни с одним запросом) выяснилось, что «ХелиКо», якобы, не зарегистрирована ни на территории деятельности Уральского МТУ ВТ ФАВТ, ни на территории РФ вообще. Также он написал, что, по его данным, «ХелиКо» не соответствует требованиям гражданской Авиации РФ, – рассказала «НЭП» директор и соучредитель ООО «ХелиКо» Елена Занина. – Надо понимать, что для американцев госорганы – это святое. Разумеется, они не разбираются, на каком основании ведомство вмешивается в гражданско-правовые отношения коммерческих структур по вопросу дилерства, соответствуют ли действительности озвученные сведения, и для чего понадобилась такая дезинформация и дискредитация компании».

Читайте также  Свободный подлет: мегаполисы страны свяжет беспилотное аэротакси

Узнав о письме от Уральского МТУ ВТ ФАВТ в компанию Robinson, «ХелиКо»с партнерами обратились в Южное МТУ ВТ ФАВТ с просьбой рассказать американскому производителю о реальном положении дел. В официальном письме от имени начальника Южного МТУ ВТ ФАВТ Александра Чумака в Robinson Helicopter Company (копия имеется в распоряжении «НЭП») сообщается, что «Вертолетное продвижение» в партнерстве с «ХелиКо» начали подготовительные мероприятия для получения в данном ведомстве одобрения сервисного центра вертолетов R44, летная деятельность и подготовка пилотов силами компаний осуществляется в полном соответствии со всеми нормами и никаких нарушений российского авиационного законодательства в их деятельности не выявлено. Однако американцев, патологически не терпящих скандалов и любых намеков на них, переубедить весьма сложно. И факт получения столь противоречивой информации от авиационных властей одной страны их настораживает.

Сейчас российская компания, едва начавшая работу и не поставившая в РФ еще ни одного вертолета, вынуждена оправдываться за нарушения, которых она не совершала, и даже гипотетически могла бы совершить лишь в будущем. В случае если переговоры с американскими партнерами зайдут в тупик, что повлечет за собой срывы поставок или их сроков, «ХелиКо» могут грозить серьезные штрафы со стороны клиентов, заключивших договоры на приобретение вертолетов. Все возможные убытки компания намерена взыскать с Уральского МТУ ВТ ФАВТ. Представлять интересы организации в суде будут, в том числе, юристы свердловского отделения «ОПОРы России», куда Елена Занина обратилась за помощью.

«Я в своей практике впервые столкнулся со случаем столь наглого незаконного вмешательства чиновников в деятельность юридического лица, которое как минимум наносит огромный урон деловой репутации компании, а как максимум может привести к разрушению бизнеса. Не проводя никаких проверок, не запросив никаких данных у самой компании «ХелиКо», не поинтересовавшись, что она из себя представляет, г-н Травка зачем-то, направил письмо от имени госоргана в американскую компанию, в котором дезинформировал иностранцев, опорочив репутацию их российских партнеров. Считаю, что за свои действия чиновник должен нести, в том числе, уголовную ответственность, – заявил «НЭП» глава свердловского отделения «ОПОРы РОССИИ» Евгений Артюх. – Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что в действиях чиновников прослеживаются признаки коррупционной составляющей. Мы будем добиваться проверки МТУ с тем, чтобы выяснить, почему оно проявило такой странный интерес к конкретной фирме».

Читайте также  Аэролимузин припаркуется в Ставрополе

Стоит отметить, что рынок легких американских вертолетов России весьма узок (в настоящее время насчитывается не более 300 бортов) и между немногочисленными игроками существует серьезное соперничество. По словам профучастников, в расширении дилерской сети никто не заинтересован.

«Рынок начал развиваться хорошими темпами, чему способствовали недавние изменения законодательства, давшие больше свободного воздушного пространства. Спрос на легкие вертолеты вырос не только в частном и корпоративном сегментах, но и в профессиональном – борта для мониторинга территорий активно заказывают нефтяные компании, лесоохрана, администрации областей и т.д. Но данный рынок все равно не сравнить даже с яхтенным, – поясняет генеральный директор московской компании «Авиамаркет» Михаил Юшков. – Существующие дилеры в состоянии обеспечить вертолётами заказчиков на всей территории страны. Появление новых игроков никак не скажется на развитии рынка, но увеличит конкуренцию между дилерами».

В свердловской «ОПОРе России» не исключают, что руководитель Уральского направления Росавиации мог действовать в интересах одного из конкурентов ООО «ХелиКо» из числа дилеров Robinson Helicopter Company в России. Общественная организация уже направила жалобы на действия чиновников в транспортную прокуратуру Свердловской области, УФАС и вышестоящие организации.

Только после того, как ситуация получила огласку, руководство Уральского МТУ ВТ ФАВТ решило хотя бы навести справки о «ХелиКо». По словам бизнесменов, чиновники начали запрашивать у компании документы, не имеющие никакого отношения к полномочиям ведомства, в частности, речь идет о заявке на получение «ХелиКо» статуса дилера и сервисного центра компании Robinson.

Сам Александр Травка отказался подробно прокомментировать свои действия, отметив лишь, что Уральское МТУ ВТ ФАВТ имеет право вмешиваться в дела предпринимателей при несоблюдении требований воздушного кодекса и требований авиационной безопасности полетов.

"«ХелиКо» не зарегистрирована у нас как эксплуатант, она должна иметь сертификат на техобслуживание, а она его не имеет», – сказал «НЭП» г-н Травка. На уточняющий вопрос о том, зачем дилеру, фактически находящемуся на Юге России, именно сейчас иметь сертификат эксплуатанта, если для предоставления в будущем своим клиентам сервисного обслуживания, компания намерена привлекать третьих лиц – сертифицированные организации, начальник Уральского МТУ ответил буквально следующее: «Если организация имеет сертификат, она может привлекать третьих лиц, если не имеет – не может».

Читайте также  "Ростехнологии" претендуют на региональные аэропорты

Такие заявления противоречат российскому законодательству, уверены эксперты. По их словам, Конституция РФ устанавливает, что в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности. И согласно положениям гражданского законодательства, которыми и регулируются отношения между организациями по вопросам дилерства, не допускается произвольное вмешательство кого-либо в частные дела.

«Пока «ХелиКо» еще не ввезла в Россию ни одного вертолёта. Соответственно нет еще «предмета контроля», и нельзя точно сказать, в компетенцию какого территориального государственного органа будет входить регулирование эксплуатации поставляемых компанией «ХелиКо» на территорию РФ вертолетов. Тем более, наша компания в любом случае планировала сменить юридический адрес, поскольку с Екатеринбургом нас вообще ничего не связывает и данный юрадрес у нас только потому, что соучредитель и директор компании Елена Занина родом из этого города. Уйдя с предыдущего места работы, она зарегистрировала компанию там, где на тот момент жила, что довольно логично», – поясняет юрист ООО «ХелиКо» Сергей Байгулов.

Он отмечает, что уральские чиновники не только вмешиваются в гражданско-правовые отношения юридических лиц, но и пытаются вмешаться в деятельность, которой еще нет. Что же касается привлечения третьих лиц, то, по словам юриста, пока «ХелиКо» не получит собственного разрешения, она будет представлять интересы владельцев вертолётов в отношениях с сертифицированными организациями. Это своеобразная функция «службы заказчика» по организации работы со специализирующими компаниями.

«Если непосредственно выполнять техническое обслуживание на поставленных «Хелико» вертолетах будут организации, имеющие соответствующие разрешения, или сама компания после получения данного сертификата соответствия, то нарушений законодательства нет, – говорит Сергей Байгулов. – Из трактовки же г-на Травки выходит, что владельцы вертолетов для того, чтобы заключить договор на техническое обслуживание своего воздушного судна с третьими лицами, должны сами получить сертификат соответствия по техническому обслуживанию воздушных судов».

По словам Елены Заниной, в ближайшем будущем она планирует привлечь Уральское МТУ ВТ ФАВТ к ответственности за неправомерные действия. 12 мая директор «ХелиКо» направила чиновникам досудебную претензию, в которой предложила им в течение 5 дней направить в Robinson Helicopter Company опровержение. В противном случае, говорит предпринимательница, с целью защиты своих интересов она будет вынуждена обратиться в арбитражный суд Свердловской области, а также написать заявление в правоохранительные органы, в том числе с просьбой проверить действия руководства Уральского управления Росавиации на предмет нарушения им действующего уголовного законодательства.

Ксения Кашина

Источник: НЭП 08