Частные перелеты в Ставрополе

Инвесторы заторопились в ГУП

Как стало известно „Ъ“, несколько компаний проявляют интерес к проекту модернизации аэропорта в Ставрополе. Инвесторы заявляют, что готовы войти в проект на условиях долгосрочной аренды или акционирования находящегося в краевой собственности предприятия и ждут только положительного решения чиновников. Те, в свою очередь, настаивают, что в предложениях «пока мало конкретики».

По данным „Ъ“, по меньшей мере три компании ведут переговоры с властями Ставрополья о своем возможном участии в проекте модернизации аэропорта в Ставрополе. Одним из потенциальных инвесторов, заявивших в последнее время о намерении поучаствовать в редевелопменте аэропорта, является питерское ООО «Топ проперти инвестментс» (TPI Group, занимается управлением инвестициями). Как сообщил „Ъ“ управляющий партнер TPI Group Андрей Титченко, при участии европейских банков и фондов только до 2014 года в аэропорт может быть инвестировано 105 млрд руб. В целом инвестпроект рассчитан на 20 лет и предусматривает строительство нового аэровокзального комплекса со всей инфраструктурой и системами обслуживания пассажиров и авиаперевозчиков, создание сервисного и ремонтного центра для импортной и отечественной авиатехники.

«Мы планируем создавать аэропорт прежде всего под бизнес-джеты или частные самолеты малой вместимости. На крупных перевозчиков нет смысла делать ставку: с ними сложно договориться по тарифам на обслуживание или авиаГСМ, маржа с каждого рейса не превышает $1,5 тыс., а громадного пассажиропотока в Ставрополе не будет. При обслуживании премиум-сегмента доход сервисных компаний с рейса может составлять $20–30 тыс.», — поясняет господин Титченко.

По его словам, условием входа в проект является долгосрочная аренда аэропорта (до 50 лет) или акционирование ГУПа с последующей продажей инвесткомпании. Проект находится на согласовании в краевой администрации. «Мы готовы инвестировать уже сейчас, чтобы успеть выполнить часть работ к сочинской Олимпиаде и принять часть турпотока, однако пока соответствующего решения нет», — комментирует ситуацию представитель TPI Group.

Читайте также  Дневной режим

На сходных условиях (акционирование и доля в УК не меньше 75%, ориентация на бизнес-авиацию) готова привлечь инвестиции и ставропольская ГК «Олир». По словам представителя ГК, переговоры об этом ведутся с краевым министерством промышленности и транспорта, возможный объем вложений — более €150 млн.

Проявили интерес к проекту и профильные инвесторы — переговоры с властями начал «БазэлАэро». «Нам интересна в плане управления связка аэропортов Ставрополь – Минводы, что мы активно и обсуждаем с руководством Ставропольского края», — сообщил „Ъ“ представитель «Базэла», отметив, что о конкретных решениях «говорить пока рано».

Краевые власти неоднократно заявляли о необходимости привлечь частных инвесторов к реконструкции аэропорта, однако в итоге чиновники рассчитывают получить значительное увеличение пассажиропотока, минимум до 200 тыс. человек в год. К последним заявлениям потенциальных инвесторов они относятся осторожно. По словам первого замминистра промышленности, энергетики и транспорта Сергея Трифонова, никаких конкретных идей у инвесторов пока нет. «„БазэлАэро“ готово сделать предложение по аэропорту, на следующей неделе планируется обсудить его в правительстве», — говорит господин Трифонов. О предложении TPI Group ему ничего не известно. В минэкономразвития и аппарате курирующего стратегические инвестпроекты зампредседателя правительства Георгия Ефремова ситуацию с аэропортом не комментируют.

«БазэлАэро» — заведомо более предпочтительный для властей инвестор, и все будет зависеть от их готовности войти в проект, отмечает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. «Это вполне укладывается в их стратегию и позволит развивать свои авиакомпании (АЛК и Sky Express. — „Ъ“), „БазэлАэро“ способен привлечь в Ставрополь и новых перевозчиков. Есть свои резоны и у других проектов, учитывая близость Минвод и необходимость специализации аэропортов. Другое дело, что вся бизнес-авиация сейчас в Москве и пока сложно кого-то убедить в целесообразности летать в Ставрополь на бизнес-самолетах», — говорит эксперт.

Читайте также  Heli Club предлагает AW139

По словам аналитика «ТКБ капитал» Анатолия Высоцкого, масштабные инвестиции в аэропорт маловероятны. «Пассажиропоток вряд ли будет высоким, в этой ситуации окупаемость проектов — под большим вопросом», — отмечает эксперт.

Аэропорт Ставрополя был акционирован в 1992 году, в 1999-м вернулся в госсобственность, став филиалом ФГУАП «Кавминводыавиа». Выручка филиала в 2009 году составила 19,7 млн руб. (без НДС), расходы — 121,6 млн руб., выручка в первом полугодии 2010 года — 20,8 млн руб, расходы — 61,1 млн руб. Пассажирооборот аэропорта в 2009 году — 76,2 тыс. чел., в 2010 — более 110 тыс. В 2010 году началась реорганизация «Кавминводыавиа» и выделение аэропортовых комплексов, самостоятельно ГУП СК «Международный аэропорт Ставрополя» работает с февраля 2011 года. В настоящее время регулярные рейсы в Ставрополь выполняют UtAir, «Руслайн», «Армавиа», S7 и «Кавминводыавиа».

Аэровокзальный комплекс построен в середине 70-х годов, пропускная способность — 130 пассажиров в час и 35 т грузов в сутки. ВПП аэропорта имеет ограничения на прием самолетов с низко расположенными двигателями, работы по реконструкции включены в федеральную программу, но финансирование в объеме 1,2 млрд руб. планируется только в 2013-2015 годах. По словам представителя TPI Group, если законодательные ограничения будут сняты, компания намерена инвестировать и в реконструкцию ВПП.

Источник: Коммерсантъ Юг России